Телефон: +7 978 743-09-27 (моб.), E-mail: vitaliyeryomenko7@yandex.ru, Ерёменко Виталий Юрьевич

Электровелосипед в Крыму - вперед, в будущее!

картинка  участника Vital

Крым, с его уникальной природой, великолепными пейзажами и многочисленными памятниками архитектуры, отлично подходит для катания на электровелосипеде.
В 2007 г. я приобрел свой первый 250-ваттный электровелосипед ЕВ-02 у фирмы «Электроскутер» (г.Москва, Россия www.escooter.ru ). Впечатления об его эксплуатации были самими положительными. Они описаны в фоторепортаже «Первый электровелосипед в Крыму – транспорт будущего» http://www.photoskazka.crimea.com/node/47 Но по габаритам обычного большого велосипеда с 26-ти дюймовыми колесами и весу (40 кг., вместе с мотор-колесом и аккумулятором) он меня не совсем устраивал для перевозок на автобусе (а на троллейбусе на Южный берег Крыма было добираться долго). Для коротких велопрогулок по Симферополю и поездок в другие города Крыма с доставкой велосипеда на автобусе я купил складной, легкий (около 10 кг.), алюминиевый велосипед модели F1 фирмы Hasa (Тайвань) www.hasabike.com.tw Он складывается вчетверо до размеров большого чемодана, даже педали поджимаются вбок. Полгода пользовался 2 велосипедами, а потом летом 2008 г., проехав на электровелосипеде более 1000 км., все-таки решил его продать. Энтузиасты электротранспорта из Черноморского (Западное побережье Крыма) предложили купить его за 75 процентов от первоначальной цены. И как ни жаль было расставаться с электрическим «конем», но я решил отложить владение этой техникой на несколько лет, когда смогу купить технику немного подороже и полегче….
Катаясь по крымским паркам на велосипеде фирмы ‘’Hasa’’, и фотографируя достопримечательности Крыма, я много раз ловил себя на мысли, что мне бы хотелось электрифицировать своего «железного коня», чтобы проезжать за день большие расстояния, практически не уставая. Я договорился о спонсорской поддержке с несколькими крымскими издательствами, с которыми я сотрудничаю, и с директором крымской туристической компании (где я работаю фотокорреспондентом) ТЕСС-ТУР-КРЫМ www.tour.crimea.com Виктором Весной. После этого, добавив немного своих денег, я почувствовал себя намного увереннее в финансовом плане и смог приступать к поиску нужных комплектующих. Можно было, конечно, купить новый, складной электровелосипед. Но во-первых, у меня уже был отличный складной велосипед и было проще его электрифицировать. Во-вторых, на заводские, складные электровелосипеды с колесами 20-дюймов ставили электромотор 250 ватт, а мне хотелось чего-нибудь помощнее, чтобы путешествовать по крымским горам. И в-третьих, хотелось купить мощный литиевый аккумулятор небольшого веса, рассчитанный на большую дистанцию пробега.
Директор известного крымского велоклуба – «Экс-вело» (г.Симферополь, ул.Чехова, 2 www.x-velo.com ) Минин Вячеслав Иванович и его сотрудники с энтузиазмом восприняли мою идею по продвижению электровелосипедов в Крыму и согласились помочь, чтобы сделать из моего складного велосипеда Hasabike уникальную, „тюнинговую” модель. Особенно было приятным, что все проблемы по доставке и переговорам с представителями фирм, продающих нужные комплектующие, фирма «Экс-вело» взяла на себя.
Среди нескольких предложений по комплектующим мы сделали оптимальный выбор – и в конце лета 2010 г. заказали два 500-ватных комплекта для электрификации двух велосипедов (моего и фирмы Экс-вело) у компании «Electra», г.Черкассы http://www.electransport.com.ua А уникальные и очень мощные литий-магниевые аккумуляторы (LiMn2O4, 17,5 ампер-часов, вес около 7 кг.) мы заказали в Интернет-магазине „Вещь” http://www.vesh.ua/ Аккумуляторы прибыли в начале октября (их специально заказывали в Китае), а мотор-колеса прислали очень быстро, за несколько дней (они были на складе).
Специалисты фирмы «Экс-вело» провели очень большую работу по тюнингу – укрепили заднее колесо, установив на него двойное количество спиц. На переднее мотор-колесо придумали специальную спицовку (можно сказать «ноу-хау») – ведь изначально 500-ватный мотор не предназначен для крепления в 20-дюймовые колеса. Установили новую, очень прочную стальную вилку BMX для крепления мотор-колеса взамен старой алюминиевой (при этом переделав втулку для руля). Грамотно установили электрооборудование (если его будет устанавливать не специалист, можно запросто «спалить» контроллер мотор-колеса, перепутав полюса проводов). Поработали над внешним видом электровелосипеда, аккуратно закрепив провода. Помогли с переделкой багажника, практически заново придумав его конструкцию (совместив консольный самодельный багажник и обычный). А переделку велоштанов с багажником я заказал в швейном ателье, чтобы был дополнительный «карман» для аккумулятора и контроллера. Сколько раз убеждаюсь – если хочешь получить хорошо сделанную работу – не экономь на мелочах, обращайся к специалистам!
Еще я смог совершить пробную поездку на велосипеде, собранном специалистами фирмы Экс-вело с 28-дюймовыми колесами, оснащенным 500-ваттным мотор-колесом. Мощность и скорость велосипеда просто удивила! По прямой его скорость по спидометру была 38 км/час а в 12-ти градусную горку 28 км/час.! Динамика разгона на такой скорости_– буквально за пару секунд, причем мотор-колесо оказалось практически бесшумным. При этом при использовании литий-магниевого аккумулятора его мощности по току хватало с большим запасом. Можно было быстро ехать в гору, при этом индикатор батареи всегда показывал «зеленый»(полная емкость), а не «желтый» (сильный разряд) - как у меня было иногда раньше при использовании свинцовой «родной» батареи на электровелосипеде EB-02. Скорость электровелосипеда, мощность мотора и качество аккумуляторов просто поражали…. За несколько поездок специалисты из Экс-вело определили дистанцию, на которую способен такой электровелосипед (с колесами 28 дюймов) проехать без педалей – 50-55 км.! (причем в жестком городском цикле, с постоянными разгонами и торможением).
А через несколько дней и мой складной «электрический конь» был готов! Конечно, мне не терпелось сделать первую поездку на собранном «чуде техники». Вечером я забрал электровелосипед из Экс-вело и совершил пробную поездку по городу. Крейсерская скорость (без педалей) 500-ваттного электровелосипеда с 20-дюймовыми колесами была 28 км/час, в горку 12 градусов – 24 км/час, с горки – 30-35 км. Эта скорость была в 1,5-2 раза выше моей обычной скорости езды до электрификации велосипеда. А самое поразительное то, что за счет небольших 20-дюймовых колес велосипед мог заехать практически на любую горку в городе (до 18 градусов!!!). Так что теперь мне были открыты практически все горные дороги Крыма.
Около 13 часов следующего дня я решил протестировать свой электровелосипед на дальность поездки, по возможности путешествуя по пересеченной местности. Я несколько часов катался по городу и его окрестностям, а когда время подошло к вечеру и на спидометре велосипеда было около 40 км., я подумал что скоро закончатся аккумуляторы, и поехал в сторону дома. 50 км. – аккумуляторы работают. 55 – тоже. У меня начинает появляться смешанное чувство огромного удивления и восторга. А уже темнеет – скоро вечер –я хотел приехать домой засветло! Я еще немного покатался рядом с домом, проехав практически без педалей 63,5 км. на одной зарядке. А индикатор емкости аккумуляторов только начал показывать желтый (не красный), а значит, можно было еще проехал 5-10 км.!
За счет меньшего диаметра колеса (20 дюймов вместо 28) скорость велосипеда меньше, но возрастает его мощность (можно заехать на более крутую горку). И при этом (наверное, из-за меньшей скорости и уменьшения сопротивления воздуха) – существенно увеличивается дальность поездки.
Особенно приятным было то, что, судя по форумам в Интернете, посвященным электровелосипедам, обычно из литиевых аккумуляторов используется их литий-железо-фосфатный тип (LiFePO4) и при емкости 20 ампер-часов на них можно проехать максимум 40-50 км., а я проехал на своих 17,5 а.ч. почти 70км.(!). Да и весят мои аккумуляторы в полтора раза меньше, а это важно. Так что, наверное, я сделал правильный выбор.
Кстати, заряжается мой аккумулятор 8 часов от сети 220 вольт 2-амперной зарядкой, идущей в комплекте. Если заказать дополнительно 5-амперную зарядку, можно будет заряжать батарею за 3,5 часа (при этом, конечно, немного сократиться срок жизни батареи). А рассчитан аккумулятор на несколько тысяч циклов заряда-разряда. И никакого бензина не надо, нет запаха, хранить велосипед можно дома! Стоимость зарядки батареи для поездки несколько раз дешевле, чем, если бы велосипед был оборудован бензиновым мотором.
Спустя несколько дней, я решил совершить первую поездку в другой город с доставкой электровелосипеда на автобусе. Я выбрал Бахчисарай, потому что до этого города от автостанции Западная (Симферополь) автобус идет всего 35-40 минут. Утром я еще заехал на центральный рынок Симферополя и купил гаечный ключ для мотор-колеса, а потом поехал на автостанцию Западная. За багаж с меня взяли всего 1(грн.)!!! Приехав в Бахчисарай, распаковал из чехла велосипед, сел, нажал на газ и шустро поехал в сторону пещерного города Мангуп-Кале, наслаждаясь пейзажами. Когда едешь на электровелосипеде, то совершенно по-другому воспринимаешь пейзаж, в отличие от путешествия на автомобиле. Ты буквально «проникаешь» в природу, растворяешься в ней, а ветер приятно освежает, при этом чувствуешь себя полностью свободным! Велосипед – не скутер – управлять им в несколько раз легче. Можно крутить педали, помогая электромотору (чтобы сэкономить заряд батареи или просто для тренировки), а можно просто расслабиться. При этом ручка газа позволяет выбрать любую скорость –от 3-5 км. до максимальной.
…Минут через 30-40 я приехал к новому украинскому этнографическому музейному комплексу под открытым небом «Рiдне село» (с.Холмовка), где можно ознакомиться с архитектурой и бытом Украины XVII-XIX в.в. Здесь я сделал остановку, сфотографировшись. Поехав дальше, минут через десять я остановился для фотосессии возле с.Залесное, где открывается великолепный вид на каменные Каралезские сфинксы. А дальше – на Мангуп, его скалистые мысы уже виднелись в нескольких километрах.
Мангуп-Кале, или Мангуп! Как много в этом названии для практически каждого туриста Крыма! Это один из самых интересных пещерных городов Крыма, расположенный в потрясающе красивом месте, с великолепным озером у его подножия. А как приятно было приехать сюда не на машине, не на маршрутном автобусе, а с ветерком, на собственном электротранспорте!
Сфотографировавшись на фоне обрывистых склонов Мангуп-Кале у озера, я поехал дальше. Почти доехав до с.Терновка, я повернул назад. Доехав на Мангуп-Кале, я перекусил бутербродами с горячим чаем, посидел на траве, наслаждаясь тишиной и покоем. Осенью день короткий, солнце рано садится, и поэтому я решил еще засветло выехать назад (было около 16 часов). Минут через 45 я уже был на автостанции в Бахчисарае, где сложил велосипед и загрузил его в багажное отделение автобуса.
В душе меня просто переполняло приятное чувство, что наконец-то я стал владельцем мощного и надежного железного помощника, с которым я смогу легко путешествовать по Крыму на большие расстояния, фотографируя пейзажи и достопримечательности.
В Симферополе, когда я приехал домой от автостанции Западная, велокомпьютер показывал 67,5 пути, которые я проехал на одном заряде. А индикатор заряда батареи показывал желтый цвет! То есть я еще не разрядил аккумулятор полностью и мог проехать больше 70 км!
25 октября, в пору «золотой осени» я ездил с электровелосипедом в Старый Крым, приехав из Симферополя на автобусе. Раньше, чтобы добраться пешком до армянского монастыря Сурб-Хач (4 км.) от трассы Симферополь-Феодосия у меня уходило минут 40-50, а сейчас, не прошло и десяти минут, а я уже стоял в старом лесу у стен священной обители. Сделав с разрешения настоятеля монастыря отличные осенние фотографии, потом еще несколько часов катался по Старому Крыму, и поехал назад в Симферополь на автобусе, от автостанции Старый Крым.
2 ноября я ездил с электровелосипедом по делам в Алушту и после обеда с удовольствием покатался по ее длинной набережной – от ротонды до конца Профессорского уголка. А обратно в Симферополь поехал уже на троллейбусе – время позволяло.
В конце октября-ноябре несколько недель наслаждался поездками по окрестностям Симферополя, а 17 ноября я решил протестировать электровелосипед по пересеченным дорогам Южного берега Крыма. В середине октября-конце ноября в Никитском саду проходит знаменитая выставка хризантем, и я решил обязательно посетить ее в этой поездке.
Я приехал из Симферополя на автобусе и вышел возле ротонды Никитского сада на трассе Алушта-Ялта. Через 4 минуты (!), спустившись по серпантину дороги, я уже был возле ворот Никитского сада. В Симферополе листва уже почти облетела, а на Южном берегу еще можно было встретить яркие краски золотой осени. На выставке хризантемы благоухали, бабочки летали от цветка к цветку, а ноябрь было до того теплым, что можно было загорать. Воздух, наполненный ароматом цветущих хризантем, просто одурманивал. Отсюда не хотелось уезжать, но я еще хотел побывать в этот день Массандровском дворце и в Ялте. Поэтому, погуляв несколько часов по Никитскому саду, поехал дальше, мимо завода виноделия Магарач и гостиницы «Ялта». Возле гостиницы Ялта был крутой затяжной подъем на несколько километров (до 16-18 градусов), но электровелосипед показал себя молодцом – я не разу не останавливался, немного помогая себе педалями только – скорость иногда падала до 17-18 км. Через 20-25 минут я уже стоял возле величественного, элегантного, сказочно красивого Массандровского дворца построенного для российского императора Николая III. Здесь на скамеечке, среди великолепного парка, окруженного лесом, я отобедал бутербродами с сыром и чаем – ведь после велопрогулок на свежем воздухе появился отличный аппетит. Сфотографировавшись, я поехал дальше, на набережную Ялты, к морю…. Как замечательно было проехаться на электровелосипеде по набережной Ялты! И пусть я не отдыхаю в ее шикарных отелях и особняках, но зато мне открыты все дороги Крыма с его потрясающими пейзажами! А сколько красоты мне еще предстоит увидеть, причем буквально «в ускоренном режиме»!
…Финальным аккордом моей поездки был отдых на Ялтинской набережной на галечном пляже, а проплывающие теплоходы красиво отражались в вечернем море, оставляя яркую световую дорожку на глади морской…. Ялта сонно погружалась в вечер, зажигались фонари, народ на вечерней прогулке наполнял набережную, а я не спеша, прощаясь с Ялтой-красавицей, поехал на автовокзал, откуда на рейсовом автобусе доехал в Симферополь.
За неполный месяц на электровелосипеде я проехал по Крыму больше 600 км. и теперь с нетерпением жду весны, когда природа начнет расцветать, а ковер цветов застелет луга и поля….. В моем фотобанке видов Крыма – более 20000 тысяч отобранных фото (авторский сайт www.photoskazka.crimea.com ), но я думаю, что он теперь увеличится в несколько раз. Моя мечта о хорошем, мощном, удобном складном электровелосипеде - надежном помощнике фотографа-пейзажиста наконец сбылась!
Автор сердечно благодарит спонсоров моего нового электровелосипеда:
-директора фирмы «ТЕСС-ТУР-КРЫМ»(г.Симферополь) и туристического сервера Крыма www.tour.crimea.com Весну Виктора Васильевича
-директора издательства «Світ» Стефанюка Василия Степановича
-директора ЧП Дери Юсеф http://nlo.net.ua/ (торговая марка «НЛО» (Наша Лучшая Открытка») Дери Юсефа
Интернет-магазин www.motorkoleso.com.ua/ - за консультацию по приобретению мотор-колес
Интернет-магазин www.kupisonce.com за консультацию по приобретению аккумулятора
Компанию «Electra», г.Черкассы http://www.electransport.com.ua – за приобретенный электронабор 500 Ватт для электрификации велосипеда.
Интернет-магазин «Вещь» http://www.vesh.ua за приобретенный уникальный и мощный LiMnO4 аккумулятор 17,5 а.ч. 48 Вольт.
Крымский велоклуб «Экс-вело» (г.Симферополь, ул.Чехова, 2 www.x-velo.com) и персонально его директора, председателя Федерации велоспорта Крыма Минина Вячеслава Ивановича за профессиональную разработку и сборку моего электровелосипеда.
Все фото с новым электровелосипедом см.здесь (с фото DSC0926)